Инклюзивное образование в техникуме ГБПОУ ИТМ является процессом совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с обычно развивающимися сверстниками, в ходе, которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.
Необходимым условием реализации инклюзивного образования в техникуме является специальная обучающая среда, включающая:
- наличие педагогических кадров со специальным образованием, владеющих инновационными методами и информационно-коммуникационными образовательными технологиями;
- комплекс индивидуальных учебных программ, планов, методических материалов, литературы;
- создание адекватных внешних условий (необходимый уровень комфортности, специализированные средства передвижения и организация адаптивных учебных мест, дистанционные средства обучения) и т. д.
Средства обучения и воспитания – все те материалы, с помощью которых преподаватели техникума осуществляют обучающее воздействие. К средствам обучения в техникуме относят предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают обучающимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
В техникуме ГБПОУ ИТМ используются средства обучения и воспитания:
Средства обучения и воспитания |
Приспособленность для инвалидов и лиц с ОВЗ |
Печатные: учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии |
Приспособлены частично |
Визуальные (зрительные): таблицы, карты, картины, портреты, объекты |
Приспособлены частично |
Механические визуальные приборы: фантомы, муляжи |
Приспособлены частично |
Аудиальные (слуховые): магнитофоны,музыкальный центр |
Приспособлены частично |
Аудиовизуальные (зрительно-слуховые): звуковые фильмы |
Приспособлены частично |
Средства, автоматизирующие процесс обучения: компьютеры;мультимедийное оборудование, лаборатории, мастерикие |
Приспособлены частично |
Словесные: учебники; художественная литература;словари; другая необходимая литература |
Приспособлены частично |
Общение как средство воспитанияв техникуме ГБПОУ ИТМ:
- непосредственное в форме прямых контактов преподавателя и обучающегося, индивидуальные беседы;
- опосредованное, проявляющееся в том, что преподаватель направляет свои воздействия не на студента, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться - классные часы, обще техникумовские мероприятия, круглые столы, дискуссии, викторины, тренинги.
Труд как средство воспитаниязаключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей. Осуществляется через различные виды практического обучения.
В настоящее время в техникуме созданы условия для организационно-педагогического и социально-психологического сопровождения профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов:
- создан кабинет профилактики;
- создана комната психологической разгрузки;
- функционирует медицинский кабинет;
- укомплектован штат специалистов: педагог-психолог, социальный педагог, педагог – организатор, педагоги дополнительного образования.
В соответствии с Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающихся с ОВЗ) в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса, утвержденными Минобрнауки России 26.12.2013 № 06-2412вн в ГБПОУ ИТМ (далее – техникум) ведется специализированный учет обучающихся с ОВЗ и инвалидов на этапах их поступления в техникум, обучения, трудоустройства.
С целью обеспечения специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидами в техникуме организован сбор сведений о данных лицах и обеспечен их систематический учет.
№
|
Наименование группы (специальности/профессии) |
Количество лиц |
Наличие согласия на обработку персональных данных |
|
Обучающихся с ОВЗ |
Инвалидов |
|||
1 |
Ш-22 «Швея» |
14 |
0 |
да |
2 |
СР-22 «Слесарь по ремонту автомобилей» |
16 |
0 |
да |
3 |
ОВМ -22 «Оператор электронно-вычислительных машин» |
17 |
0 |
да |
4 |
П-21 «Повар» |
14 |
2 |
да |
5 |
П-21 «Швея» |
16 |
2 |
да |
6 |
МС-21 «Монтажник санитарно-технических и вентиляционных систем оборудования» |
0 |
1 |
да |
7 |
ТОРА 9/2 «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей» |
0 |
1 |
да |
8 |
СП-21 «Сварочное производство» |
0 |
1 |
да |
Учет и работу с лицами с ОВЗ и инвалидами в техникуме ГБПОУ ИТМ осуществляется педагогом-психологом и социальный педагог, которые формируют базу с наиболее полными учетными данными. Основой учета являются общие сведения об обучающемся с ОВЗ и инвалиде: фамилия, имя, отчество, имеющееся образование, данные о его семье, сведения о группе инвалидности, виде нарушения (нарушений) здоровья, рекомендации, данные по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей или по результатам медико-социальной экспертизы, и иные сведения.
Работа педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ и инвалидами заключается в создании благоприятного психологического климата, формировании условий, стимулирующих личностный и профессиональный рост, обеспечении психологической защищенности абитуриентов и обучающихся, поддержке и укреплении их психического здоровья.
Социальный педагог осуществляет социальную защиту, выявляет потребности обучающихся с ОВЗ и инвалидов и их семей в сфере социальной поддержки, определяет направления помощи в адаптации и социализации, участвует в установленном законодательством Российской Федерации порядке в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в государственных органах и органах местного самоуправления.
Дополнительная подготовка педагогических работников с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц с ОВЗ.
В целях ознакомления педагогических работников со спецификой приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом различных нарушений функций организма человека, а также психолого-физиологическими особенностями обучающихся с ОВЗ и инвалидов для их учета при организации образовательного процесса, в программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки педагогических кадров включен модуль по осуществлению инклюзивного образования.
№ п/п |
ФИО преподавателя/мастера производственного обучения |
Наименование программы обучения |
Реквизиты удостоверения/сертификата |
1 |
Верхозин Александр Геннадьевич |
ГАПОУ ИО ИТАМ, "Основы экспертирования конкурсов профессионального мастерства людей с ОВЗ и инвалидов" |
Удостоверение о повышении квалификации №382405104263 от 19.03.2021 |
2 |
Куркутова Марина Мавровна |
ГАПОУ ИО ИТАМ, "Основы экспертирования конкурсов профессионального мастерства людей с ОВЗ и инвалидов" |
Удостоверение о повышении квалификации №382405104218 от 19.03.2021 |
3 |
Муравьев Олег Валентинович |
ГАПОУ ИО ИТАМ, "Основы экспертирования конкурсов профессионального мастерства людей с ОВЗ и инвалидов" |
Удостоверение о повышении квалификации №382405104222 от 19.03.2021 |
4 |
Петрова Людмила Леонидовна |
ГАПОУ ИО ИТАМ, "Основы экспертирования конкурсов профессионального мастерства людей с ОВЗ и инвалидов" |
Удостоверение о повышении квалификации №382405104230 от 19.03.2021 |
ГБПОУ ИО ИТАС, «Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации педагогических работников по освоению компетенций, необходимых для работы с обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья» |
Удостоверение о повышении квалификации №382417466554 от 10.11.2022 |
||
5 |
Сабитов Артём Нургалеевич |
ГАПОУ ИО ИТАМ, "Основы экспертирования конкурсов профессионального мастерства людей с ОВЗ и инвалидов" |
Удостоверение о повышении квалификации №382405104262 от 19.03.2021 |
6 |
Толстиков Александр Иванович |
ГБПОУ ИО ИТАС, «Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации педагогических работников по освоению компетенций, необходимых для работы с обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья» |
Удостоверение о повышении квалификации № 382417466573 от 10.11.2022 |
7 |
Лагурева Оксана Юрьевна |
ГБПОУ ИО ИТАС, «Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации педагогических работников по освоению компетенций, необходимых для работы с обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья» |
Удостоверение о повышении квалификации № 382417466536 от 10.11.2022 |