Инклюзивное образование в техникуме ГБПОУ ИТМ является процессом совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с обычно развивающимися сверстниками, в ходе, которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.
Необходимым условием реализации инклюзивного образования в техникуме является специальная обучающая среда, включающая:
- наличие педагогических кадров со специальным образованием, владеющих инновационными методами и информационно-коммуникационными образовательными технологиями;
 - комплекс индивидуальных учебных программ, планов, методических материалов, литературы;
 - создание адекватных внешних условий (необходимый уровень комфортности, специализированные средства передвижения и организация адаптивных учебных мест, дистанционные средства обучения) и т. д.
 
Средства обучения и воспитания – все те материалы, с помощью которых преподаватели техникума осуществляют обучающее воздействие. К средствам обучения в техникуме относят предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают обучающимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
В техникуме ГБПОУ ИТМ используются средства обучения и воспитания:
| 
 Средства обучения и воспитания  | 
 Приспособленность для инвалидов и лиц с ОВЗ  | 
| 
 Печатные: учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии  | 
 Приспособлены частично  | 
| 
 Визуальные (зрительные): таблицы, карты, картины, портреты, объекты  | 
 Приспособлены частично  | 
| 
 Механические визуальные приборы: фантомы, муляжи  | 
 Приспособлены частично  | 
| 
 Аудиальные (слуховые): магнитофоны,музыкальный центр  | 
 Приспособлены частично  | 
| 
 Аудиовизуальные (зрительно-слуховые): звуковые фильмы  | 
 Приспособлены частично  | 
| 
 Средства, автоматизирующие процесс обучения: компьютеры;мультимедийное оборудование, лаборатории, мастерикие  | 
 Приспособлены частично  | 
| 
 Словесные: учебники; художественная литература;словари; другая необходимая литература  | 
 Приспособлены частично  | 
Общение как средство воспитанияв техникуме ГБПОУ ИТМ:
- непосредственное в форме прямых контактов преподавателя и обучающегося, индивидуальные беседы;
 - опосредованное, проявляющееся в том, что преподаватель направляет свои воздействия не на студента, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться - классные часы, обще техникумовские мероприятия, круглые столы, дискуссии, викторины, тренинги.
 
Труд как средство воспитаниязаключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей. Осуществляется через различные виды практического обучения.
В настоящее время в техникуме созданы условия для организационно-педагогического и социально-психологического сопровождения профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов:
- создан кабинет профилактики;
 - создана комната психологической разгрузки;
 - функционирует медицинский кабинет;
 - укомплектован штат специалистов: педагог-психолог, социальный педагог, педагог – организатор, педагоги дополнительного образования.
 
В соответствии с Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающихся с ОВЗ) в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса, утвержденными Минобрнауки России 26.12.2013 № 06-2412вн в ГБПОУ ИТМ (далее – техникум) ведется специализированный учет обучающихся с ОВЗ и инвалидов на этапах их поступления в техникум, обучения, трудоустройства.
С целью обеспечения специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидами в техникуме организован сбор сведений о данных лицах и обеспечен их систематический учет.
| 
 № 
  | 
 Наименование группы (специальности/профессии)  | 
 Количество лиц  | 
 Наличие согласия на обработку персональных данных  | 
|
| 
 Обучающихся с ОВЗ  | 
 Инвалидов  | 
|||
| 
 1  | 
 Ш-22 «Швея»  | 
 14  | 
 0  | 
 да  | 
| 
 2  | 
 СР-22 «Слесарь по ремонту автомобилей»  | 
 16  | 
 0  | 
 да  | 
| 
 3  | 
 ОВМ -22 «Оператор электронно-вычислительных машин»  | 
 17  | 
 0  | 
 да  | 
| 
 4  | 
 П-21 «Повар»  | 
 14  | 
 2  | 
 да  | 
| 
 5  | 
 П-21 «Швея»  | 
 16  | 
 2  | 
 да  | 
| 
 6  | 
 МС-21 «Монтажник санитарно-технических и вентиляционных систем оборудования»  | 
 0  | 
 1  | 
 да  | 
| 
 7  | 
 ТОРА 9/2 «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей»  | 
 0  | 
 1  | 
 да  | 
| 
 8  | 
 СП-21 «Сварочное производство»  | 
 0  | 
 1  | 
 да  | 
Учет и работу с лицами с ОВЗ и инвалидами в техникуме ГБПОУ ИТМ осуществляется педагогом-психологом и социальный педагог, которые формируют базу с наиболее полными учетными данными. Основой учета являются общие сведения об обучающемся с ОВЗ и инвалиде: фамилия, имя, отчество, имеющееся образование, данные о его семье, сведения о группе инвалидности, виде нарушения (нарушений) здоровья, рекомендации, данные по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей или по результатам медико-социальной экспертизы, и иные сведения.
Работа педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ и инвалидами заключается в создании благоприятного психологического климата, формировании условий, стимулирующих личностный и профессиональный рост, обеспечении психологической защищенности абитуриентов и обучающихся, поддержке и укреплении их психического здоровья.
Социальный педагог осуществляет социальную защиту, выявляет потребности обучающихся с ОВЗ и инвалидов и их семей в сфере социальной поддержки, определяет направления помощи в адаптации и социализации, участвует в установленном законодательством Российской Федерации порядке в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в государственных органах и органах местного самоуправления.
Дополнительная подготовка педагогических работников с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц с ОВЗ.
В целях ознакомления педагогических работников со спецификой приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом различных нарушений функций организма человека, а также психолого-физиологическими особенностями обучающихся с ОВЗ и инвалидов для их учета при организации образовательного процесса, в программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки педагогических кадров включен модуль по осуществлению инклюзивного образования.
| 
 № п/п  | 
 ФИО преподавателя/мастера производственного обучения  | 
 Наименование программы обучения  | 
 Реквизиты удостоверения/сертификата  | 
| 
 1  | 
 Верхозин Александр Геннадьевич  | 
 ГАПОУ ИО ИТАМ, "Основы экспертирования конкурсов профессионального мастерства людей с ОВЗ и инвалидов"  | 
 Удостоверение о повышении квалификации №382405104263 от 19.03.2021  | 
| 
 2  | 
 Куркутова Марина Мавровна  | 
 ГАПОУ ИО ИТАМ, "Основы экспертирования конкурсов профессионального мастерства людей с ОВЗ и инвалидов"  | 
 Удостоверение о повышении квалификации №382405104218 от 19.03.2021  | 
| 
 3  | 
 Муравьев Олег Валентинович  | 
 ГАПОУ ИО ИТАМ, "Основы экспертирования конкурсов профессионального мастерства людей с ОВЗ и инвалидов"  | 
 Удостоверение о повышении квалификации №382405104222 от 19.03.2021  | 
| 
 4  | 
 Петрова Людмила Леонидовна  | 
 ГАПОУ ИО ИТАМ, "Основы экспертирования конкурсов профессионального мастерства людей с ОВЗ и инвалидов"  | 
 Удостоверение о повышении квалификации №382405104230 от 19.03.2021  | 
| 
 ГБПОУ ИО ИТАС, «Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации педагогических работников по освоению компетенций, необходимых для работы с обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья»  | 
 Удостоверение о повышении квалификации №382417466554 от 10.11.2022  | 
||
| 
 5  | 
 Сабитов Артём Нургалеевич  | 
 ГАПОУ ИО ИТАМ, "Основы экспертирования конкурсов профессионального мастерства людей с ОВЗ и инвалидов"  | 
 Удостоверение о повышении квалификации №382405104262 от 19.03.2021  | 
| 
 6  | 
 Толстиков Александр Иванович  | 
 ГБПОУ ИО ИТАС, «Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации педагогических работников по освоению компетенций, необходимых для работы с обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья»  | 
 Удостоверение о повышении квалификации № 382417466573 от 10.11.2022  | 
| 
 7  | 
 Лагурева Оксана Юрьевна  | 
 ГБПОУ ИО ИТАС, «Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации педагогических работников по освоению компетенций, необходимых для работы с обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья»  | 
 Удостоверение о повышении квалификации № 382417466536 от 10.11.2022  | 

