В программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена введены адаптационные дисциплины, предназначенные для дополнительной индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Техникум обеспечил обучающимся лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам возможность освоения специализированных адаптационных дисциплин, включаемых в вариативную часть указанных программ. Это дисциплины социально-гуманитарного назначения, профессиональной направленности, а также для коррекции коммуникативных умений, в том числе путем освоения специальной информационно-компенсаторной техники приема-передачи учебной информации.
Выбор методов обучения в каждом отдельном случае обусловливается целями обучения, содержанием обучения, исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, уровнем профессиональной подготовки педагогов, методического и материально-технического обеспечения, особенностями восприятия информации обучающимися, наличием времени на подготовку и т.д. В образовательном процессе используются социально активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации.
При определении мест прохождения учебной и производственной практики обучающимся, имеющим инвалидность, учитывает рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда.
Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся техникумом созданы фонды оценочных средств, адаптированные для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, позволяющие оценить достижение ими результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой.
Форма проведения текущей и государственной итоговой аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.
Обучающиеся с ограниченными возможностями и инвалиды здоровья могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом их особенностей и образовательных потребностей. При необходимости возможно увеличение срока обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, но не более чем на полгода.
При составлении индивидуального плана обучения предусматриваются различные варианты проведения занятий: в профессиональной образовательной организации (в академической группе и индивидуально), на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.
Мероприятия по содействию трудоустройству выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов необходимо осуществляются во взаимодействии с государственными центрами занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями.
Обучающиеся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ являются активными участниками конкурсов профессионального мастерства различного уровня, в том числе, Регионального этапа национального чемпионата «Абилимпикс».
Так, в сентябре 2018 г. в Чемпионате приняли участие 5 студентов ГБПОУ ИТМ по 3 компетенциям. Самсонов М. стал первым в области по компетенции «Ремонт и обслуживание автомобилей», Звягинцев А. – вторым по компетенции «Слесарная обработка». Мушников Н., Тарбеева Е. и Петров В. получили благодарственные письма и сертификаты участников чемпионата в компетенциях «Ремонт и обслуживание автомобилей», «Обработка текста».
В апреле 2019 г., в чемпионате «Абилимпикс» приняли участие уже 6 студентов по 5 соревновательным компетенциям: Жмуров М., Вяхикас И. – по компетенции «Ремонт и обслуживание автомобилей»; Ленский С., – по компетенции «Поварское дело»; Мушников Н., – по компетенции «Обработка текста»;
Перебоев В.,. по компетенции «Слесарная обработка»; Симонов М., – по компетенции «Малярное дело». Жмуров Максим стал первым в области по компетенции «Ремонт и обслуживание автомобилей» и в настоящее время готовится к участию в Национальном чемпионате, который пройдет в ноябре 2019 г. в г. Москва. Кроме того, Иркутский техникум машиностроения им. Н.П.Трапезникова является базовой площадкой для проведения соревнований Регионального этапа национального чемпионата «Абилимпикс» по компетенции «Ремонт и обслуживание автомобилей».